Пять «пожирателей» ресурсов мозга

Для тех кто учит или учится

Пять «пожирателей» ресурсов мозга

Ресурс мозга не бесконечен, и потому относиться к нему надо бережно. Наш мозг не может долгое время принимать сложные решения. Давайте разберемся, почему?

Принятие решений происходит в префронтальной коре головного мозга:

— это одна из самых молодых частей мозга, которая эволюционно еще не достигла совершенства: она самая «прожорливая». То есть тратит очень много энергии (и глюкозы), когда активна.

Что из этого следует?

1. Вы не можете думать весь день «на полной мощности» — и это нормально.

2. Сложные «энергозатратные» задачи перенесите на первую половину дня, пока еще ваша «батарейка» не села.

3. Оптимизируйте расход вашей ментальной энергии, так как это очень ценный (и ограниченный) для вас ресурс.

Как сократить расход энергии?

Есть дела, которых стоит избегать, чтобы к обеду вы были все так же свежи. А по пятницам — имели достаточно сил для приятных выходных! Это то, что отнимает много ваших сил и редко когда приносят столько же результата. Это и есть наши «пожиратели».

Давайте познакомимся с ними поближе и разберем, как с ними бороться!

Пожиратель №1. Просмотр почты.

Энергозатратно, отнимает время, содержит много не срочного и/или не важного, может повторяться в течении дня.

Что делать?

Задайте лимит

Если вам не избежать утреннего просмотра почты — сделайте это очень бегло и только на предмет срочных и важных вещей, задайте себе лимит в 5-10 минут.

Вторые
2 часа

Ученые выяснили, что наш мозг очень активен спустя 2 часа после пробуждения и этот эффект длится тоже примерно 2 часа. То есть — вторые 2 часа вашего бодрствования. Потому стоит их потратить на более сложные дела.

Приоритет

Многие рассылки можно прочитать в конце дня, или не прочитать вообще. Или даже отписаться от них. Письма от начальства можно складывать в отдельную папку — это упростит поиск важного/срочного. А отдельные папки по проектам помогут приоритизировать, на что вам смотреть сейчас, а что можно оставить до следующего «сеанса связи».

Расписание

Введите расписание просмотра почты. Это не позволит вам «залипнуть» в почте на долге часы, как минимум. И вы меньше будете отвлекаться на каждое пришедшее письмо.

Звук
выкл

Кстати, оповещения тоже можно отключать=) может, не на все сообщения, но поверьте, вам не нужно знать ASAP совершенно обо всем, что сыпется в ящик.

Порядок в почте

И проводите периодическую чистку почты (только не утром), мозг любит порядок.

Пожиратель №2. Соц.сети.

Дада, это очень приятно, мы знаем. Но и также затратно. Вообще, любые новости расходуют ваше драгоценное внимание. Про интернет-зависимость не говорит только ленивый, а советы, как с этим бороться такие же, как и при работе с почтой.

Что делать?

Звук выкл

Минимум оповещений

Расписание

Ограничьте время и количество просмотров ленты

Не все важно

Вам точно нужно знать ВСЕ, что есть в ленте?

Правда, смиритесь с мыслью, что вы можете пропустить что-то в вашей ленте. Вряд ли вам действительно нужно знать, что ела на ужин собачка подруги вашего друга.

Если вы проводите в соц.сетях не так уж много времени… То я вам искренне завидую!.. И советую посмотреть приложения по мониторингу вашей активности: сколько времени и на что вы тратите в своем телефоне.

Например, вот вам подборка.

Пожиратель №3. Переключения с задачи на задачу.

Очень злобный и прожорливый зверь.

Представьте, вы делаете какое-то одно дело, например, читаете важное письмо от вашего руководителя…и тут вам позвонили с вопросом про другой проект: «щёлк» — вы переключились.
После звонка вы вникаете опять в письмо: «так, где я остановился, что там было перед этим», «щёлк» — вы опять переключились.
Вы возвращаетесь к письму…«щёлк» — еще переключение.
«Привет! Есть минутка? Надо подписать документ» — это коллега, и правда на минутку, но…«щёлк»— вы переключились.
Письмо все еще не прочитано… повторяем «так, где я остановился, что там было перед этим»,«щёлк»— вы снова переключились.
И тут… ААА! Хватит!

Знакомо? Пусть, это и преувеличенный пример, но боюсь, что каждый из нас был в похожей ситуации.

Дело в том, делать несколько дел одновременно, как и очень часто переключаться, все равно, что пытаться собрать 7 разбегающихся котят в одну коробку. Пока вы делаете одно дело, нейронные связи (или цепи), которые участвуют в этом процессе активны: они находятся в кратковременной памяти — как актеры на вашей ментальной сцене.

Когда вы переключаетесь, эти актеры уходят за кулисы — наш организм очень уж не любит тратить энергию зазря, потому «выключает» актеров, которые пока не нужны. Одни уходят, другие — приходят.
Потом вы снова зовете на сцену первую труппу, потом им опять приходится уйти со сцены, потом опять выйти…

И на все это ваш мозг тратит столько энергии, что к концу письма вы чувствуете, что пробежали марафон.

Что делать?

Звук
выкл

Минимум оповещений. Дада, этот совет уже третий раз.

Расписание

Тоже знакомая мысль, да? Дело в том, что тогда на любой отвлекающий фактор вы сможете сказать: «ок, я займусь этим через 45 минут, а пока я не буду отвлекаться».

Тишина в эфире

Устройте себе «стерильную кабину» — это термин из авиации, когда на взлете и посадке запрещаются любые посторонние разговоры. А у вас может быть время без звонков, встреч и оповещений — самое главное, предупредите об этом коллег.

И помните, что мы не МФУ: принтер-сканер-копир из нас — так себе. Наш мозг может удерживать одновременно лишь 1 сложную концепцию.
Однозадачность — секрет продуктивности!

Пожиратель №4. Помнить все!

Итак, запоминайте:

  • написать письмо коллеге,
  • пригласить на обед Катю, поговорить про новый проект,
  • обсудить с Алексеем за кофе идею создания корп.библиотеки,
  • после работы позвонить маме,
  • зайти в магазин за продуктами,
  • заказать новую книжку

… ну как? уже рябит в глазах? Все, забудьте эти все задачи, «вжух!»

Помните про актеров на сцене? Актеры — мысли, сцена — ваше сознание. Чтобы удержать на сцене много актеров, нужно тратить много сил и энергии — чтобы все были освещены, никого не «столкнули» со сцены, никто не ушел за кулисы пить чай.

Так и с мыслями в сознании — чем больше вы пытаетесь удержать, тем скорее устаете.
Можно еще сравнить с компьютером — чем больше программ открыто, тем сильнее он «тормозит».

Что делать?

Забыть

НЕ запоминайте много информации, которая уже завтра вам будет не нужна.

Записать!

Записывайте эти задачи, ставьте напоминалки — используйте технологии, чтобы освободить свои ресурсы для более важных дел.

Записать удобно

Используйте технологии! Есть много приложений, которые синхронизируются между разными девайсами: Google Keep, Evernote и пр. Пришла идея — запишите, чтобы не забыть, или чтобы не держать её постоянно в голове.

Создать связи

Чтобы идеи не терялись — свяжите ее с событием. Например, пришла в голову идея подарка на новый год другу, сейчас вам не нужно ее помнить. Но вот через пару недель или месяц она точно пригодится — поставьте напоминание на телефоне или в календарь, запишите в планер «Купи подарок Васе, см.заметку с идеей в Evernote». Готово!

Сказать

Нет времени печатать? Запишите на диктофон — он есть почти в каждом смартфоне. Его можно использовать даже за рулем, чтобы не терять ценные мысли и бдительность в движении.

Пожиратель №5. Торможение

или когда вы стараетесь о чем-то не думать.

Вот парадокс: чтобы удержать на сцене много актеров — вы тратите много сил и энергии. И чтобы удержать их ВНЕ сцены — тоже…
Как так?

Представьте бурную толпу фанатов на концерте рок-группы, которых с трудом сдерживает оцепление.
Когда вы пытаетесь о чем-то усиленно НЕ думать, то вы тратите силы на «оцепление». Может быть фанаты кричат громче, чем играет рок-группа. Или рок-группа играет «так себе».

То есть для вас лично приоритет дела, которым вы занимаетесь, ниже, чем приоритет мыслей, которые вас отвлекают.
Вроде бы понятно, но…

Что делать?

А вот тут с советами так просто не получится, как раньше. Но я попробую.

Переклю-читься

А может, вам правда стоит заняться тем, что крутится у вас в голове?
Если все-таки, нет, то читайте далее.

Записать

Попробуйте записать этих «неугомонных актеров», выпустить их за пределы черепной коробки — а вдруг успокоятся?

Создать тишину

Если они не столько важны, сколько раздражительны — попробуйте их уменьшить, вдруг они потеряют силу и сами разбредутся: музыку потише, попросить коллег не шуметь или самому уйти в уединенное место, выключить на время телефон.

Забыть

Если и это не пойдет — придумайте себе награду за выполненное дело, которым вы пытаетесь заняться: конфетка, перерыв, чашка кофе, 5 минут в Инстаграме- что для вас «вкусно»?

Помидор

Попробуйте метод «помидора».

Подведем итог.

  1. Ресурс мозга ограничен, потому и относиться к нему стоит как к особой ценности.
  2. Разные мыслительные процессы могут потреблять разное количество энергии.
  3. Есть процессы — которые потребляют очень много энергии вхолостую. Здесь мы рассмотрели 5:
    • чтение почты,
    • просмотр ленты соц.сетей,
    • частые переключения с задачи на задачу,
    • попытки  удержать много задач в голове,
    • усилия не думать о чем-то.
  4. Самые частые советы, которые тут звучали:
    • составлять расписания и планы работ,
    • распределять свою нагрузку рационально (метод «помидора», сложные задачи — утром),
    • ограничить отвлекающие факторы.

Хочется еще много сказать, например, больше отдыхайте, занимайтесь любимыми делами, но это вы точно и без меня знаете.

Берегите себя, цените свои ресурсы, всем brain!

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.