Сценарий обучающего видеоролика

Для тех кто учит или учится

Сценарий обучающего видеоролика

20 минут на прочтение.

Если вам посчастливилось взяться за разработку учебного ролика или сценария к нему, то могу поздравить — сейчас (как и год назад, и даже два) это один из наиболее популярных форматов онлайн-обучения. А все почему? Сейчас расскажу.

1. Лучше один раз увидеть, чем 100 раз не_пойми_что.

Представьте: вы в незнакомом городе. Заблудились. А вам нужно добраться до аэропорта, ваш вылет через 3 часа. Для сгущения красок можно еще добавить, что местный язык вы знаете не очень. Представили? Отлично!

Продолжим: добрый прохожий решил вам помочь, видя ваш растерянный вид, и объяснить, где находится этот аэропорт: налево (или он сказал «вперед?»), направо, в метро, 2-ая станция, потом переход (не понял, на какую станцию…), ехать еще 3 станции (на север или юг? опять не разобрал)… Ну хватит.

Теперь те же вводные, но у вас есть карта. С маршрутами общественного транспорта и стоянками такси. Выдохнули?

Главный вопрос: в каком случае шансов добраться до аэропорта у вас больше?
То же самое и с видео — иногда даже действительно не важен язык, что бы что-то объяснить. Например, здесь вообще нет слов.

То есть иногда есть вещи, которые нужно не рассказывать, а показывать — для этого видео подходит идеально.

2. Save our time

В ролике можно показать за 5 секунд то, что объяснять словами можно минут 20 (и не всегда удачно). Это похоже на первый пункт, но тут разница в том, что некоторые вещи можно рассказать словами, но показать будет все же быстрее.

«Властелина колец» помните? На просмотр всех фильмов в режиссерской версии вы потратите чуть менее 12 часов, без перерыва на кофе и печеньки. А прочитать? Некоторые пишут, что за 3 недели прочитали трилогию. Надеюсь, они делали это по собственной воле и в удовольствие=)

Видео позволяет сэкономить время тех, кому вы хотите донести информацию. А когда «вы хотите», а они «ну так себе», это становится особенно важно. У микро-обучения много плюсов: от того, что маленькими частями просто удобнее смотреть до того, что наш мозг не может долго концентрироваться на чем-то однообразном более 10-15 минут.

А еще «краткость — сестра» и «слона удобнее есть по кускам».

3. Anywayanyday

Помните старую шутку, чем отличается газета от телевизора? Тем, что не получится поспать, прикрывшись телевизором.

Видео — легкодоступный формат:

  • не надо устанавливать специальные программы,
  • открыть можно с любого устройства (вот еще одно отличие телевизора и газеты), а хотя бы телефон сейчас в руках у многих,
  • смотреть его можно почти везде: в метро, на работе, в кафе, дома, в спортзале, в поезде, самолете и так далее,
  • и в любое время: сидишь в очереди — посмотрел полчасика. Книжку можно дома забыть, или выложить — потому что тяжелая, а видео «взять» проще.

Но при всех этих магических способностях видео, одного его наличия недостаточно, чтобы ваши зрители сказали «вау», а вы достигли целей обучения. Для этого надо учитывать несколько важных моментов. О них ниже.

1. Сформулируйте проблему.

Осмыслите и сформулируйте проблему, за решением которой пользователь придет к вам. Весь ролик должен быть построен вокруг проблемы и ее решения. Никому не интересно знать, какие фичи есть у вашего продукта или почему он уникальнее, чем 100500 других таки же уникальных продуктов. 

Покажите зрителю, что ЕГО ПРОБЛЕМА решается ВОТ ЭТИМ способом с помощью ВОТ ЭТОГО инструмента. Все что останется сделать зрителю — это подойти и взять этот инструмент.
Концентрируйтесь на решении проблемы и выгоде (для ваших слушателей), а не на фичах.

Пример:

Повесить картину на несущей стене может быть не просто — не каждый гвоздь сможет прогрызть бетон! Но есть чудо-перфоратор «Озорной сосед», который поможет вам и стену просверлить, и с соседями пообщаться. Для это вам нужно будет…

2. Структура.

Логичное и связное повествование поможет вам донести идею до зрителя. Если вы делаете несколько роликов о продукте, то пусть у них будет примерно одна структура — это позволит зрителю не тратить время и ресурсы мозга на то, чтобы разобраться где теория, где практика, а где контакты вашей компании в ролике. Создайте структуру и следуйте ей — это не однообразие, а системность.

Кстати, если верить Роберту Чалдини — американский психолог, автор «психологи влияния» — то мы склонны больше доверять людям, которые логичны и последовательны, чем тем, кто взбалмошен и непредсказуем.

Для роликов это утверждение тоже верно.

3. "В этом видео вы узнаете..."

Зритель должен быть в курсе, о чем ваш ролик. Нет, одного названия будет мало. Тем более, если в названии вы «чудом» уместили 2 предложения.

Краткое содержание может быть в описании к ролику, если вы уверены, что его будут читать. А если содержание будет в самом ролике, то вероятность, что его увидят выше. Не обязательно использовать шаблонные фразы «в этом видео вы узнаете», «сегодня мы рассмотрим» (поверьте, они уже набили оскомину у всех. Но даже это лучше, чем вообще без содержания).

Можно придумать что-то свое: «Знаете, как справиться с %ПРОБЛЕМА%? Британские ученые выяснили, что для этого нужно %РЕШЕНИЕ%. Сейчас расскажу подробнее!» и любые другие варианты, подходящие вашей аудитории.

4. Примеры.

Во-первых, взрослым недоверчивым людям мало рассказать в ролике, как круто работает ваша дрель, им надо показать и даже не один раз. Это тоже про доверие, кстати.

Во-вторых, примерами вы можете показать, как на практике использовать то, что вы рассказали в теории. И даже предложить варианты.
А иногда просто позволяет понять, а что же вы действительно имели в виду.

Вот смотрите, мой сосед Николай решил повесить полочку на кухне («ого, можно не только картины вешать?») в воскресенье в 7 утра («да, мне теперь точно нужна дрель как орудие мести!»). Давайте посмотрим (и послушаем) как он будет это делать!

Кстати, о примерах.
Есть хорошие ролики How-to, которые вы можете посмотреть.

5. Качество (видео и звука).

Встречают по одежке. Чтобы «одежка» у вашего ролика, не была как на картинке выше, стоит заранее узнать несколько моментов.

Про устройства: на каких устройствах буду смотреть ваше видео.

  • Если это телевизоры размером с мою съемную квартиру, то позаботьтесь о разрешении видео: оно должно быть достаточно большим, чтобы картинка смотрелась качественно.
  • Если это мобильные устройства, то важна скорость загрузки и чтобы все элементы было видно: например, полноэкранные скриншоты или захваты экрана на видео с телефона читаются плохо.

Помните про технические требования и условия, в которых ваш ролик будут смотреть.

Про графику и дизайн: они должны быть как минимум приятны, все остальное — дело вкуса и требования бренд-бука. Но и про тенденции тоже не стоит забывать;)

Например, такая графика сейчас будет смотреться странно.

Про звук: самое главное — он вам точно нужен? Какую задачу он решает? если «для красоты», «чтобы было интереснее» — то можно смело его убирать.

Если вы решили, что без него никак: например, это комментарии голосом для слабовидящей аудитории, или сказанное словами воспримется лучше, чем написанное текстом — то убедитесь, что громкость адекватна, голос диктора не вызывает отторжения или других неуместных эмоций (например, как происходит тут).

6. "Не надо так..."

А теперь несколько примеров, как делать не стоит, если вы заботитесь о своих зрителях.

a) «Я что дурак-дурак, два раза повторять-повторять?»

Это пример скриншота и озвучки:

Озвучка:

Для того, чтобы оформить заказ, вам нужно просто нажать кнопку «Оформить заказ».

…чтобы перейти далее, нажмите кнопку «далее», чтобы опубликовать, нажмите кнопку «опубликовать» и т.д.

Чтобы так не делать — не делайте так.

А если серьезно: не стоит считать своих зрителей глупее вас, они видят эту кнопку так же как и вы, правда.

Совет: Вполне достаточно сказать «Чтобы оформить заказ, нажмите на кнопку» и подсветить эту кнопку на экране. Всё=)

b) Трудно произносить

Озвучка: Суммарная длина текстов загружаемых ссылок для объявления должна быть не больше 66 символов.

А теперь попробуйте прочитать это вслух. Вот прямо сейчас, да. И еще разок. А теперь несколько раз «не больше 66 символов».

Далеко не все, что можно легко прочитать, также легко можно произнести. «Шла Саша шустро по шоссе и ела 66 сушек» — это для тренировки, если вы мне не поверили.

Совет: Прежде, чем отдать раскадровку коллегам дальше в работу, прочитайте её сами вслух. Легко ли произносить? Если нет, то может, стоит поменять текст?

Запишите на диктофон и послушайте — все ли хорошо воспринимается на слух?

И еще: у вас же видео, что-то зубодробительное (например «не больше 66 символов») можно показать на экране, а в озвучке сказать «имеет ограничения».

c) Вне политики

Ваши ролики могут смотреть за пределами РФ (и это, круто, если честно). Если у вас нет цели распалить политическую дискуссию, то лучше придерживаться этого совета.

Совет:

1. Стоит учитывать региональные расхождения, например, в оплате сервиса и валюте, местные законы.

2. Быть внимательными, что и кому вы показываете, например в начале 2017 года такой скриншот мог вызвать бурю эмоций (кстати, история из жизни, но его вовремя убрали из видео, на всякий случай).

d) Скорость чтения и речи

Мы читаем гораздо быстрее, чем говорим. Например, скорость речи хорошего диктора — 120-130 слов в минуту. А сколько слов вы прочитаете за это время (не вслух!)? В среднем от 250 до 400 в зависимости от текста. Получается скорость чтения как минимум в 2 раза быстрее, чем скорость речи. То есть пока диктор говорит, ваши зрители уже 2 раза могут все прочесть, устать, забыть, выключить видео и все.

Совет:

Не дублируйте слово в слово текст на экране и озвучку. Они ДОЛЖНЫ отличаться. Удивительно, что не обязательно озвучка должна быть короче.

1. Текст диктора > текст на экране
Например, это часто используется в вебинарах или лекциях. На видео — заголовок, а диктор раскрывает суть.

2. Текст диктора < текст на экране
Это используется, например, в электронных курсах.

7. Вместо заключения.

Это далеко не все советы и тонкости, которые надо учесть. Я не пишу о том, что свою аудиторию сначала надо изучить, подумать над дистрибуцией видео, как будете оценивать его эффективность, как будете собирать и обрабатывать обратную связь и т.д. Этот материал только про создание обучающего ролика.

Давайте обобщим:

Перед созданием ролика:

1. Определите проблему аудитории, которую вы хотите решить. Говорите про решения, а не про уникальность вашего продукта.

2. Создайте структуру ролика и краткое содержание каждой части. Все ли логично?

3. Расскажите в самом начале, о чем ролик. Слушатели должны представлять, что их ждет.

4. Приводите примеры — это позволит аудитории быстрее разобраться в предмете и повысит доверие к контенту.

В момент создания:

1. Видео соответствует требуемым техническим характеристикам (качество видео и звука, возможность открывать на разных устройствах).

2. Графика и дизайн приятны и не вызывают отторжения.

3. Тоже самое и про голос диктора, если он есть.

И еще, последние секунды ролика должны призвать пользователя сделать нужное вам действие: посетить сайт, скачать триальную версию, купить продукт, зарегистрироваться в системе, написать письмо, заполнить форму заказа, связаться с менеджером и т.п.

Так что:

Не бойтесь творить. Создавайте обучающие ролики, рассказывайте о своих продуктах и помните про эти советы!

А если хотите больше полезных советов — то присоединяйтесь к нашему каналу в Telegram.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *