Скрайбинг. Как говорить картинками.

Для тех кто учит или учится

Скрайбинг. Как говорить картинками.

Всем привет! Итак про #скрайбинг.

Долго думала, с чего начать, честно скажу. И знаете, я не буду рассказывать, что такое скрайбинг, что рисовать может каждый и талант художника не нужен и т.д. Про это много информации, вы легко ее найдете в интернете (можно посмотреть эту статью если еще не читали).

Я расскажу о приемах скрайбинга и как их можно применять при решении ежедневных задач.

Часть №1: скрайбинг и мозг.

Меня часте6нько спрашивают, кто такой педагогический дизайнер и я частенько отвечаю: «это дизайнер, который не про красиво, а про понятно».

Так вот и скрайбинг так – это рисунки не про красиво, а про понятно.

И сегодня расскажу, чем хорош скрайбинг с точки зрения нагрузки на мозг.

В этом посте я говорила, что держать в голове много информации тяжело и затратно для мозга, т.к. в этот момент работает префронтальная кора – самая прожорливая часть мозга. Чтобы снизить нагрузку на нее, можно привлечь к обдумыванию другие менее прожорливые части – визуальный центр, например. Он появился раньше, и механизм его работы лучше оптимизирован в ходе эволюции: он тратит меньше энергии, когда работает.

То есть, когда вы зарисовываете свои мысли, вы:

Освобождаете часть ментальной сцены, т.к. не держите в голове все эти кусочки информации — она у вас перед глазами!

Эти ресурсы вы можете потратить на более сложные процессы: на поиск взаимосвязей между этими элементами, анализ и синтез.

Вы решаете задачи чуть быстрее и легче, благодаря перераспределению ресурсов вашего мозга.

Кстати, это же работает и для ваших зрителей, если вы используете скрайбинг для объяснения своих мыслей, гипотез, сложных схем. Вы экономите ресурсы мозга ваших слушателей: ведь им тоже не надо держать в голове все кусочки информации, они их видят. А учитывая, что для ваших слушателей эта информация новая (в отличии от вас в данном случае), то снижение нагрузки на префронтальную кору будет еще бОльшим плюсом.

Очень удачно совпало, что у Елены Тихомировой вышла статья про обучение новому – прочитайте для полного погружения, рекомендую.

Обобщу:

1️⃣скрайбинг помогает вам освободить место в краткосрочной памяти — так как у вас все перед глазами.

2️⃣ у вас остается больше ресурсов на такие процессы, как анализ и синтез информации, с которой вы работаете.

3️⃣ вы экономите свои ресурсы.

4️⃣ А еще ресурсы своих слушателей: вы не кидаете их в сложную схему сразу, а постепенно вместе с ними рисуете её, выстраиваете всю систему и логику.

И вот вам зарисовка на тему “когда хорошо применять скрайбинг”:

Часть 2. Скрайбинг для зрителей.

Чем скрайбинг хорош для ваших зрителей? Давайте рассмотрим:

1. История и общий бэкграунд.

Вам когда-нибудь приходилось разбираться в проекте, который сделал другой человек? В презентации, коде, тексте? Помните, как тяжело было понять, «откуда растут ноги», как все организовано, какая тут логика? У меня так каждый новый проект, каждый раз, когда читаю материал эксперта – потому, что это готовый продукт, со своей историей, поисками и решениями, пробами и провалами – но я всего этого не знаю. Я вижу только конечный продукт.

Так и с нашими слушателями: чаще всего мы презентуем уже готовый продукт, с которым мы уже прожили какое-то время, а наши слушатели только впервые его видят. И им тяжело без этой истории, без проб, ошибок, поисков. Что делать?

Вы когда-нибудь видели ролики «История <чего-нибудь> за N минут»? (Если нет, то вот вам пример — не знаю, как насчет точности фактов, но наглядность и эпичность присутствуют).

⚡Догадались? да, в скрайбинге можно использовать такой же принцип!

Вы своим зрителям в ускоренном темпе за 5 минут рассказываете историю своего проекта (идеи, схемы): как все начиналось, как видоизменялось и к чему пришло. Благодаря этому ваша аудитория понимает, откуда возникли те или иные решения, как появились определенные взаимосвязи и пр.

То есть, они вместе с вами проживают историю вашего проекта и теперь у вас вместе более близкое понимание, как проиходила эволюция проекта. То есть для них это уже не просто «результат-непонятно-откуда», а результат понятных последовательных решений.

Вот пример интерактивного скрайбинга, где вы увидите не просто, что батарейки вредно выбрасывать, но и почему.

2. Совместное созидание.

Но что, если вам надо не презентовать готовый проект, а сделать его вместе с участниками? У вас мозговой штурм, стратегическая сессия, просто встреча, где надо решить определенные вопросы.

Принцип тот же:

  1. вы и ваша аудитория не держите в голове все, что «нагенирили»,
  2. всегда можно «откатиться» на шаг назад, если зашли в тупик – все шаги зарисованы,
  3. вовлечение аудитории: нам всегда интереснее видеть результат своих действий сейчас, а не в отложенной перспективе: в данном случае скрайбинг – это как раз один из видов этого результата.

💡Кстати, если вы делаете в скрайбинге только первые шаги, то посмотрите метод ментальных карт – это поможет вам разогреть руку и потренировать навык систематизации мыслей в режиме реального времени.

3. Напоминалка.

Скрайбинг — как напоминалка о прошедших событиях. По сути, и в 1, и во 2 случае рисунок можно забрать с собой и использовать, как то, что позволит вам восстановить события встречи и нить обсуждения. Но я выдедлила это отдельно потому, что скрайбинг может идти параллельно обсуждениям: например, когда вы скрайбите во время меропрятия выступления участников, результаты мозговых штурмов и групповых обсуждений. Как например, недавно было на встрече Digital learning.

Рисунок отражает только основные мысли, но этого уже вполне достаточно, чтобы через неделю, месяц, полгода восстановить в памяти цепочку событий и основные выводы. Эдакий take away для ваших участников.

А, ну еще всегда приятно смотреть, как другие работают😁

Часть 3. Ложга дёгтя.

Как бы ни был скрайбинг хорош, везде есть свои ограничения.

Раз уж я разложила по 3м пунктам выше, то давайте так и продолжим.

1. История и общий бэкграунд.

У того, кто не был на мероприятии или встрече с вами, когда создавался скрайбинг, не появится этой истории. Скрайбинг будет просто «еще одним готовым продуктом», в который так же надо вникать.

А это не самый удобный вариант.

2. Совместное созидание.

То же и с совместным созиданием: человек, если не участвовал, то для него это будет уже готовым решением, а не результатом понятных шагов.

3. Напоминалка.

С напоминалкой может и сработать, кстати. Но важно, чтобы человек, который не был на мероприятии, был хотя бы в курсе проблемы или обсуждаемой темы. Если же нет — то это будут, как бусины без нитки: разбегаться в стороны. А вот если у него есть необходимый бэкграунд, то есть шанс, что он сможет связать эти бусины воедино. Но я бы не делала на это ставку, честно говоря: мало кто захочет тратить на это свои ресурсы.

Что делать?

Вариантов не так много:

❌1. Не выбирать скрайбинг как основной инструмент. В том случае, когда часть заинтересованных лиц-участников встречи или мероприятия на этом мероприятии не будут. А будут смотреть презентации после, читать отчеты и пр.

📓2. Сопровождать скрайбинг текстовыми пояснениями. На самой картинке, или просто отдельно текстом — не столь важно. Главное, чтобы было понятно, как элементы скрайб-рисунка связаны между собой, какая логика и почему выбраны именно эти решения.

А вы используете скрайбинг в работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.